Часть последних работ авторов связана с намерением создателей избавиться от собственных наваждений, преследующих в повседневной жизни. Такие признания даже стали основой формирования термина «арт-терапии» в фотоискусстве, хотя только условно. Художественные приемы, которые в виде упражнений выполняются под наблюдением врачей, все же относятся к медицинским фактам, а вот попытка художника разобраться с собой при помощи привычных инструментов арт-практики – факт искусства.
Творчество Елены Эльб с 2004 года представлено в Петербурге в восьми проектах, в том числе и четвертой выставкой «Призраки». Работы связаны с категориями: «любовь», «детство», «память», «потеря», «дневник», «смерть», «прошедшее», которые доминируют в авторских описаниях творческих проектов. Попытки управления процессом скорби представлены Еленой Эльб на выставке в виде «работы скорби». Как представили кураторы музея формулировку проработки скорби, она состоит в процессе присвоения потери, которая приводит к состоянию покоя, или в вынесении опыта во внешний мир, который возвращает боль. Именно с этой болью, по мнению профессионалов психоанализа, появляются возвращенцы и призраки.
Фотограф все эти призраки и пытается заполучить и изобрести приемы передачи собственного и невидимого для других ощущения. Все они превращаются при помощи авторских приемов в творческий материал. Следующей стадией является запуск травмы и передача ощущений автора, когда призраки начинают жить своей жизнью, а также первоначального и превентивного лечения от таких симптомов. Искусство автора состоит в применении для передачи ощущений нехитрых приемов без использования современных графических программ. При этом Елена Эльб совмещает изображения двух рядов, а человеческие фигуры и лица изображены на фоне самого автора.
Представленный проект состоит из пятнадцати фотографий с классической сюжетной линией динамичного перехода от завязки к кульминации и развязки. Все призраки на фоне автора постепенно истончаются и в развязке виден только фотограф со следами красных всполохов и инструментария фиксации. При этом следов призраков не заметить, кроме отражения следов датчиков. Последним кадром авторского проекта является реальность, которая представлена фотографом в виде контуров реального мира, в который зритель попадает из скрытого и интимного мира скорби. Именно в этом мире Елена Эльб попыталась разобраться и предоставить свой выход из ситуации.