Лидеры обеих сепаратистских квазиутворень — Захарченко и Плотницкий — почти синхронно перенесли выборы на оккупированной Донецкой и Луганской на осень. Примечательно, что это произошло за два дня до ранее определенной боевиками даты проведения «выборов» местных голов и территорий. Напомним, что «волеизъявление» должно было состояться в воскресенье, 24 июля, однако 22 июля Захарченко и Плотницкий подписали указы, по которым выборы откладываются до 6 ноября этого года.
В то же время украинская сторона категорически против проведения выборов на временно оккупированных территориях Донбасса. Отечественные политики убеждены в том, что выборы в зоне проведения АТО дадут сепаратистам стратегические козыри: они смогут называть себя легитимной властью Донбасса, вести переговоры на уровне с другими политическими субъектами, требовать выгодных для них и России изменений в Конституцию Украины, в частности положения о федерализации, и, в любой момент, открыто просить поддержки (в частности, военной) в «старшего брата» — Кремля.
Правда, на проведении выборов в Донбассе недавно настаивали и зарубежные союзники Украины. Однако месяц назад канцлер Германии Ангела Меркель согласилась с невозможностью провести выборы на оккупированных территориях Донбасса в ближайшее время. «Речь идет не только о политических, но и о других вопросах. Сейчас выборы просто не могут состояться по объективным причинам, в Донбассе сейчас опасно. Нам нужно выработать совместные шаги по прекращению огня и примирения «, — сказала Меркель, передает Радио Свобода.
Очевидно, что сейчас боевикам и так не удалось провести выборы, по крайней мере из-за отсутствия надлежащей подготовки к ним, не говоря уже об отсутствии закона о выборах, принятие которого в компетенции Верховной Рады Украины. Одной из причин одностороннего изменения даты выборов на 6 ноября в самоназванного ДНР называют именно то, что до 14 июля Верховная Рада не приняла закон о местных выборах на Донбассе. Украина согласна на проведение выборов в Донбассе только по украинскому законодательству, при условии, что российские войска покинут Украину, а миссия ОБСЕ будет иметь доступ к неконтролируемой части российско-украинской границы на Донбассе.