Однако величайшей угрозой надеждам покойного на бессмертие во плоти было не разложение, а грабители могил. Воры часто разрушали мумии в поисках драгоценностей, которыми украшались тела. Египтяне Древнего царства боролись с этой ужасной возможностью: они высекали статуи самих себя, которые помещали в гробницы и которые могли при необходимости выполнять жизненные функции. Ни один человек не исчезал полностью, если от него хоть что-то оставалось – его подобие или хотя бы имя, высеченное на камне.
Фараоны V династии, насколько мы знаем, первыми начали добавлять резные «Тексты пирамид» к другим способам обеспечения вечной жизни. Этот факт плюс рост культа Ра являются наиболее выдающимися чертами этой династии. Прекрасная живопись и скульптура предыдущей династии сохранились и при V, и некоторые из частных гробниц данного периода красиво спланированы и декорированы. Самая необычная из этих гробниц – гробница большого вельможи Ти в Саккаре, имеющая два огромных зала с колоннами, большую кладовую и портик, достойный того, чтобы украшать виллу. Особенно поражают барельефы, которые с юмором показывают повседневную жизнь вельмож. Птицы и
звери нарисованы с удивительной элегантностью; есть сцена с гиппопотамами, барахтающимися в болоте, особенно мною любимая. Трудно представить себе гиппопотама очаровательным, но эти маленькие животные именно таковы.
4. ВРАТА ЮГА
VI династия началась с царя с довольно комичным именем Тети и набрала ход при его сыне Пепи I, могущественном и компетентном правителе. С внешней стороны картина демонстрирует те же единство и солидарность, которые мы наблюдаем при могущественных монархах IV династии. Вельможи Пепи оказывали ему должное уважение, вырезая изображения своего повелителя на стенах собственных гробниц и похваляясь царскими милостями. Но разница есть. Гробницы вельмож более не скучены вокруг гробницы их царя; они строятся в местных столицах, которыми их владельцы правили как могущественные наследственные князья. Поверхностно ситуацию можно сравнить с феодальной эпохой в культуре Запада. Когда на троне Египта сидел сильный фараон, он мог контролировать своих честолюбивых подчиненных. Но горе трону Гора, когда красная и белая короны попадали в руки слабого монарха!
Самыми интересными из местных князей были повелители Элефантины, острова, расположенного в районе современного Асуана. Здесь кончалась земля Египта и начиналась Нубия; здесь был также первый из шести порогов, которые препятствовали плаванию на юг. Гранитные каменоломни Асуана стали теперь зрелищем для туристов; они содержат прообраз величайшего обелиска на планете, будь этот гигантский шпиль когда-либо отделен от материнской породы. Асуанский гранит высоко ценился как материал для статуй и строительства; его сплавляли на баржах вниз по Нилу вплоть до самого Мемфиса.
Остров Элефантина лежит посредине реки, но гробницы людей, которые правили этим пограничным форпостом, были вырублены в обрыве западной пустыни. Они смотрят на юг, к Нубии, как крепости лордов на границах болот Уэльса смотрят в сторону, откуда грозила опасность. Нубия с давних пор интересовала предприимчивых египтян. Экспедиции направлялись туда еще во времена I династии, и позднее цари сумели навязать Нубии свой частичный политический контроль. Со временем она стала египетской провинцией, с египетскими манерами и обычаями. Эти события дали очень странные результаты несколько тысячелетий спустя.
Но Элефантина была только воротами на Юг, и за этими воротами лежали другие страны, которые могли предложить даже больше, чем Нубия. Из далекого Судана привозили черное дерево, слоновую кость, золото, страусиные перья; где-то на юге находилась таинственная, полулегендарная страна Пунт (Страна бога), откуда доставляли мирру, специи и другие драгоценные вещи. Племена региона были варварскими и воинственными, но для вящей славы Египта их следовало поставить под контроль, если не завоевать.